Либерализм и консерватизм.自由主义和保守主义。 От теории к практике从理论到实践
Судьбы нет!没有缘分! Кадр из кинофильма «Терминатор 2: Судный день»仍来自电影《终结者XNUMX:审判日》
“没有命运,只有我们自己选择命运。”
Сара Коннор.莎拉·康纳(Sarah Connor)。 «Терминатор 2: Судный день»终结者XNUMX:审判日
Сара Коннор.莎拉·康纳(Sarah Connor)。 «Терминатор 2: Судный день»终结者XNUMX:审判日
故事 俄罗斯自由主义。 今天的部分 关于俄罗斯自由主义的周期 нужно, я думаю, начать с определения то, что собой либеральная идея представляет вообще.我认为,有必要从定义一般的自由思想开始。 Сделать это можно одним словом: это идеология.这可以用一个词完成:这是意识形态。 Одна из многих.其中之一。 Идеологии разные, как и сами люди.意识形态是不同的,就像人民自己一样。 Хотя все хотят одного и того же: разумным образом устроенного общества, справедливого общества, ну и, разумеется, всех благ для всех и для каждого.尽管每个人都希望拥有同一个东西:一个合理安排的社会,一个公正的社会,当然,对每个人和每个人来说都是最好的。
Интересно, что многие века, да что там века – тысячелетия, человечество никаких идеологических споров не знало.有趣的是,许多世纪以来,但有几个世纪以来,人类一直没有认识到任何意识形态上的争执。 Люди появлялись на свет в устойчивом, абсолютно не меняющемся мире, жизнь в котором определяли их семейное и социальное положение, физическая сила и род занятий предков.人们出生于一个稳定,绝对不变的世界,生活取决于家庭和社会地位,体力和祖先的职业。 Потребовалось очень много времени (лишнее доказательство того, что разумным человек может быть назван с большой натяжкой), прежде чем люди поняли: человек никогда не может быть свободен от общества, в котором живет, но он волен принимать решения.人们花了很长时间(另一个证明一个人可以被称为有理性的人)才被人们理解:一个人永远无法摆脱他所生活的社会,但是他可以自由地做出决定。 А раз так, то ни семья, ни родовая либо крестьянская община, ни власти предержащие не могут вместо самого человека решать его судьбу.如果是这样,那么家庭,氏族或农民社区以及掌权者都无法决定一个人的命运,而不是这个人本人的命运。
Основной принцип идеологии либерализма очень прост: ни один человек по своим правам не может быть выше другого, и общество должно этот принцип не только декларировать, но и выполнять.自由主义意识形态的基本原则很简单:任何一个人的权利都不能高于另一个人,社会不仅必须宣扬这一原则,而且必须实现这一原则。 Если этот принцип декларируется, но при этом некая часть людей из этого общества одевается и питается в закрытых распределителях и магазинах, а деньги, кроме зарплаты, получает в конвертах, то это плохое общество, потому что налицо разрыв между словом и делом.如果宣告了这一原则,但与此同时,这个社会中的某些人在封闭的分销商和商店里穿衣养食,除了薪水外,还用信封收钱,那将是一个糟糕的社会,因为言行之间存在差距。 Варианты устройства такого общества, естественно, могут быть различными, но есть главное условие: свобода каждого человека не может ограничиваться ни традициями, ни властью, ни мнением пресловутого большинства, то есть ничем, кроме свободы какого-то другого человека или людей, которых она не должна задевать.这种社会结构的选择当然可以有所不同,但是有一个主要条件:每个人的自由都不能受到传统,权力或臭名昭著的多数人的意见的限制,也就是说,除了其他人或不受其约束的人的自由之外,别无其他。应该会受伤。 При этом фундаментом личной свободы человека является неприкосновенность принадлежащей ему частной собственности.在这种情况下,一个人的个人自由的基础是其私有财产的不可侵犯性。 Ну а политическая должна гарантироваться честными выборами и наличием правового государства, в котором законы страны выше существующей в нем выборной власти, а суд не может зависеть от государственных чиновников.好吧,应该通过公正的选举和法治的存在来保证政治上的合法性,在该法中,国家的法律要高于其现有的民选权力,而法院不能依靠政府官员。 Итог очевиден: в таком обществе выигрывает тот, кто при всех прочих равных стартовых возможностях оказался сильнее, умнее и энергичнее — вот такое понимание справедливости существует в либерализме.结果是显而易见的:在这样的社会中,胜利者是一个拥有所有其他平等开始机会的人,结果证明自己变得更强大,更聪明,更有活力-这是对自由主义中对正义的理解。 Понятно, что от реальной жизни оно дистанцируется весьма заметным образом.很明显,它以一种非常引人注目的方式与现实生活保持距离。 Лишний опять довод в пользу того, что люди лишь притворяются разумными существами, а на самом деле совсем не умны, вернее, неразумны!再次,一个不必要的论据支持这样一个事实,即人们只假装是理性的存在,而实际上却一点也不聪明,或者说是不合理的!
Более того, люди, обратившиеся к идеологии либерализма, столкнулись с сермяжной правдой жизни: несмотря на реки пролитой крови, общественное устройство той же послереволюционной Франции от идеала оказалось очень даже далеким.此外,转向自由主义意识形态的人们面临着朴素的生活真相:尽管流血如溢,但同一革命后法国的社会结构却远非理想。 Идеи равенства обернулись еще большим неравенством, гарантированная стабильность феодализма пропала (а нарушала ее разве что чума, но и то ведь после нее заработная плата только повышалась!), и теперь каждый должен был самостоятельно бороться за существование.平等观念变成了更大的不平等,封建制度稳定的稳定消失了(它只是受到瘟疫的破坏,但是即使在这种情况下,工资也只会增加!),现在每个人都必须为生存而斗争。
И люди сделали очевидный вывод: свобода, данная людям, ведет только к хаосу.人们得出了一个显而易见的结论:赋予人们的自由只会导致混乱。 Понятно, что люди не равны от рождения, но сильные, имея власть, должны поддерживать слабых, а тем следует отвечать за это своей признательностью, подчиняться установленному порядку, верить традициям, а общественный долг ставить выше собственных личных талантов и устремлений.显然,人们从出生起就不是平等的,而是拥有权力的强者应该支持弱者,而那些应该以感激之心,服从既定秩序,信仰传统,将公共职责置于个人才能和抱负之上的人对此负有责任。 Только тогда наступят благополучие и вожделенная стабильность.只有这样,繁荣和渴望的稳定才会到来。 И вот так сформировалась другая идеология – идеология консерватизма (от лат. сопservativus, то есть «охранительный»).这就是另一种意识形态的形成方式-保守主义意识形态(来自拉丁语保守主义,即“保护主义”)。
Понятно, что за такую идеологию схватились прежде всего правящие слои общества, так как она оправдывала незыблемость их власти.显然,这种意识形态主要是由社会的统治阶层抓住的,因为它证明了他们权力不可侵犯的合理性。 Однако она пришлась по душе и самым слабым и зависимым слоям населения, то есть всем те, кто не мог представить свою жизнь без опеки «верхов».但是,它也吸引了人口中最薄弱和最依赖的阶层,也就是吸引了所有那些没有“顶峰”教养就无法想象自己生活的人们。 И вот как раз в России беспредельное могущество власти с одной стороны и абсолютное бесправие большинства населения с другой сделали именно консерватизм самой основной, всем понятной и, можно и так сказать, «естественной» идеологией.仅在俄罗斯,一方面,当局的权力无限,另一方面,大多数人绝对缺乏权利,这使保守主义成为最基本,每个人都可以理解的思想,甚至有人说“自然”的意识形态。
“伊凡三世践踏了可汗的信,并下令杀死可汗的大使。” N·舒斯托夫(N. Shustov)绘画。 Эффектно поданное художником действо, вот только в исторических источниках об убийстве ордынских послов в Москве нигде не упоминается… Напротив, об Иване известно, то он был очень осторожным правителем и сгоряча не действовал никогда由艺术家的行动有效地呈现出来,只有在有关杀害莫斯科部落大使的历史资料中没有提及任何地方。相反,众所周知,伊万是一个非常谨慎的统治者,从不大肆行事。
“他背叛国王,韦西对上帝大怒!” Последовавшая попытка патриарха Никона доказать, что «священство выше царства, ибо от него елеем помазуется» не удалась.尼康族长随后的尝试证明“圣职高于王国,因为它将被石油膏脂”,但失败了。 И закончилось все это «благодарностью»: когда при Петре I в 1721 году церковь была лишена не только своих земель, не только института патриаршества, но и попала в прямое подчинение государственным властям, во главе с Синодом, главой которого был государственный обер-прокурор.一切都以“感激”结束:在XNUMX年彼得一世统治下,教堂不仅被剥夺了土地,不仅被剥夺了父权制,还被直接隶属于以议会主席为首的圣主教团领导的国家当局。
1672年的“沙皇纪念碑”肖像
Вторая попытка получить искомые свободы имела место в 1606 году при избрании на престол Василия Шуйского.第二次获得期望的自由的尝试是在18年瓦西里·舒斯基(Vasily Shuisky)当选王位时进行的。 Тогда условием его царствования стал документ, в котором новый царь всея Руси клятвенно обещал никого не казнить без суда и согласия бояр, не отнимать собственность у семей осужденных преступников, словесные обвинения без расследования к суду не принимать, равно как и не пытать при дознании, а за ложные доносы преследовать.然后他的统治条件是一份文件,其中全俄新沙皇发誓誓言不未经审判和波亚尔的同意就处决任何人,不要从被定罪的犯罪分子的家中夺走财产,不接受未经调查的口头指控,以及在调查期间不施以酷刑,以及迫害虚假指控。 Но продержался он на троне всего четыре года, после чего на трон был приглашен польский царевич Владислав.但是他在王位上仅维持了四年,之后波兰王子弗拉迪斯拉夫(Vladislav)被邀请担任王位。 Причем условиями его воцарения на российском престоле стали XNUMX пунктов, которые царевич подписал.此外,沙皇上位后他获得俄罗斯王位的条件是XNUMX分。 И этот документ как раз и стал для России самой настоящей «хартией вольности».这份文件对俄罗斯来说才是真正的“自由宪章”。 Царевич обязался перейти в православие, воздержаться от вмешательства в дела церкви, а католические храмы не строить, уважать статус боярства и его земельную собственность, передавать земли бездетных владельцев их ближайшим родственникам, а не забирать в свою пользу, новые налоги без одобрения бояр не вводить, а крестьянам между Польшей и Россией и внутри страны «не гулять».沙皇保证改信东正教,避免干预教堂事务,不修建天主教堂,尊重博亚尔人及其土地财产的地位,将无子女的所有者的土地转让给其近亲,并不take取他们的利益,未经博亚尔批准,不征收新税,波兰和俄罗斯之间以及该国内部的农民“不走路”。 Все эти условия избавляли Россию от самодержавного произвола, не говоря уже о том, что Владислав (чужеземец) не мог рассчитывать поддержку своего самодержавного правления, то есть, как и в случае с английскими баронами, «свобода» сначала пришла бы в «верхи», а затем постепенно стала бы спускаться к простому народу.所有这些条件使俄罗斯免于独裁专制,更不用说弗拉迪斯拉夫(外国人)不能指望其独裁统治的支持,也就是说,就英国男爵而言,“自由”将首先成为“最高”,然后逐渐开始走向普通百姓。 Но так было на Западе, у нас же попытка эта не удалась, потому что Владислав в Россию просто не приехал!但是西方国家就是这种情况,而在我们国家,这种尝试失败了,因为弗拉迪斯拉夫根本没有来过俄罗斯!
Петр I читал работы многих западных историков, в частности того же Пуфендорфа, книгу которого «О должности человека и гражданина» велел даже перевести и издать.彼得一世读过许多西方历史学家的作品,尤其是同一本普芬多夫的著作,他甚至下令翻译和出版其著作《关于人与公民的立场》。 Он же в своих манифестах стал объяснять свои решения (до него все царские указы несли на себе отпечаток абсолютного императива) и много раз говорил, что правитель и его подданные несут обоюдную ответственность за благо Отечества, что для России того времени было настоящим откровением.在宣言中,他开始解释自己的决定(在他之前,所有沙皇法令都带有绝对必要的烙印),并多次表示,统治者和他的臣民对祖国的利益负有共同责任,这在当时对俄罗斯是一个真正的启示。 То есть идеи либерализма начали капля за каплей просачиваться в духовную жизнь России именно при Петре I, хотя сам он был скорее восточным деспотом, нежели современным европейским монархом.就是说,自由主义的思想开始在彼得一世的统治下一滴一滴地渗入俄罗斯的精神生活,尽管他本人更像是一个东方的霸权而不是现代的欧洲君主。
Анна Иоанновна.安娜·伊安诺夫娜(Anna Ioannovna)。 Портрет работу Луи Каравака (1684–1754)路易斯·卡拉瓦克的肖像(XNUMX-XNUMX)
Следующая попытка ограничить самодержавное правление в России имела место в 1730 году.限制俄罗斯专制统治的下一次尝试是在500年进行的。 Тогда знаменитые кондиции потребовали от Анны Иоанновны править лишь совместно с Верховным тайным советом, войну объявлять войну и мир заключать опять же только с его согласия, чином выше полковника без согласования с ним никого не жаловать, более XNUMX тыс. рублей из казны в год не тратить, новые налоги не вводить, земли ни в чью пользу не распределять, суду без должного рассмотрения дела никого не подвергать, особливо кого-либо из знати по своей прихоти не казнить, а чести и собственности не лишать.然后著名的条件要求安娜·约安诺夫纳仅与最高枢密院联合统治,宣战并仅在得到他的同意的情况下再次缔结和平,而在未经他同意的情况下,其排名高于上校,不得授予任何人,每年从财政部中不得超过XNUMX万卢布,不得花费,不征收新税,不以任何人的偏爱分配土地,在没有适当考虑案件的情况下不对任何人提起诉讼,特别是不以兴高采烈地处决任何人,也不剥夺名誉和财产。 Даже замуж она не имела права выходить без разрешения «верховников», а при нарушении любого из этих положений еще и отрешалась от престола.她甚至没有未经“最高领导人”允许的结婚权利,如果其中任何一项被违反,她也将退位。
Князь Дмитрий Михайлович Голицын (1665—1737).德米特里·米哈伊洛维奇·格利琴亲王(XNUMX-XNUMX)。 Один из лидеров Верховного тайного совета и вдохновитель первой попытки установления в России конституционной монархии.最高枢密院领导人之一,也是在俄罗斯建立君主立宪制的第一次尝试的鼓舞者。 Неизвестный художник.未知的艺术家。 Музей-заповедник «Дмитровский кремль»博物馆储备“德米特洛夫克里姆林宫”
И опять-таки сохранить все эти добытые по счастливому случаю «вольности» дворянской верхушке не удалось.再一次,贵族未能成功地保留通过幸运机会获得的所有这些“自由”。 Чувствуя поддержку мелкого служилого дворянства, удовлетворить требования которого было не в пример легче, Анна Иоанновна их «разодрала».感觉到小服务贵族的支持很容易满足,他们的需求使Anna Ioannovna感到“疲倦”。 Более того, даже владение самим текстом кондиций стало в России государственным преступлением!此外,甚至拥有条件文本也已成为俄罗斯的国家犯罪! Но дворянству облегчение все-таки она сделала.但是她的确减轻了贵族。 Так, для детей высшего сословия были открыты специальные школы, выпускники которых получали офицерское звание.因此,为上层阶级的孩子开设了特殊学校,其毕业生获得了军官的职级。 Унизительная для дворян установка Петра I начинать обязательную службу в чине простого солдата была отменена.羞辱贵族的彼得一世以普通士兵的身份开始义务服役。 Дворянские семьи получили возможность одного из сыновей оставлять дома присматривать за поместьем.贵族家庭有机会把其中一个儿子留在家里照顾遗产。 Идти на службу государеву было указано с двадцати лет и всего лишь… на четверть века, а не пожизненно, как служили при Петре I. То есть российское дворянство смогло наконец получить свои первые свободы.它被指示从二十岁起就开始为君主服务,而且……在彼得一世的统治下,仅服役了四分之一世纪,而不是终身。也就是说,俄国贵族终于能够获得自己的第一批自由。
Князь Василий Лукич Долгоруков.瓦西里·卢基希·多尔哥鲁科夫(Vasily Lukich Dolgorukov)。 За участие в «заговоре верховников» был сослан в Соловецкий монастырь (1730), «пытан накрепко» и обезглавлен (1739).由于参与了“领导人的阴谋”,他被流放到索洛维茨基修道院(XNUMX年),“被严刑拷打”并斩首(XNUMX年)。 Неизвестный художник.未知的艺术家。 Государственный музей истории Санкт-Петербурга圣彼得堡历史国家博物馆
Но самым главным праздником для российского дворянства стал день 18 февраля 1762 года, когда император Петр III издал свой манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».但是,对于俄罗斯贵族来说,最重要的节日是XNUMX年XNUMX月XNUMX日,彼得三世皇帝发表宣言“关于赋予整个俄罗斯贵族自由和自由”。 Им всякий произвол императорской власти по отношению к личности, имевшей дворянское достоинство, ограничивался, тогда как сам дворянин должен был самостоятельно выбирать свою будущность: служить монарху на военной или гражданской службе или же, в своем поместье сидя, заниматься сельским хозяйством.相对于有贵族尊严的人,皇权的任意武断仅限于他们,而贵族本人则必须独立选择自己的未来:在军事或公务员体系中服务于君主,或坐在其庄园中从事农业。 То есть служба государю перестала быть обязательной.也就是说,为君主提供服务已不再是强制性的。
Петр III.彼得三世。 Коронационный портрет 1761 г. кисти Пфандцельта Лукаса Конрада (1716—1786).普芬泽尔特·卢卡斯·康拉德(XNUMX-XNUMX)的XNUMX年加冕画像。 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург圣彼得堡冬宫
Ну а Екатерина II в «Жалованной грамоте российскому дворянству» (1785 г.) и вовсе объявила земельные владения дворян частной собственностью.好吧,凯瑟琳二世在她的《俄罗斯贵族宪章》(XNUMX年)中甚至宣布贵族的土地所有权为私有财产。 Так впервые в истории России в стране появилось сословие, обладающее гражданскими свободами и владевшее частной собственностью, защищенной законом.因此,在俄罗斯历史上第一次出现了受法律保护的具有公民自由和私有财产的财产。 Теперь нужно было постепенно распространять эти гражданские свободы на все новые и новые группы населения.现在有必要将这些公民自由逐步扩大到越来越多的新人群。 Задача очевидная, но, как показал исторический опыт XIX в., для российской государственной власти оказавшаяся исключительно трудной, так что целиком выполнить ее власть так и не смогла.任务是显而易见的,但是,正如XNUMX世纪的历史经验所表明的那样,事实证明,这对于俄罗斯国家政权来说是极其困难的,因此它无法充分履行其权力。
待续...
信息